Керамика — основной медиум в практике художницы Маши Егоровой. Для работы с материалом, который в первую очередь ассоциируется с прикладным и утилитарным, она намеренно выбирает привычные бытовые формы: вазы, тарелки, кружки, коробочки. Функциональность этих объектов, однако, обманчива — художница не стремится к созданию идеального или удобного предмета дизайна. Напротив, она использует эти формы как возможность для пластических экспериментов: кувшины деформированы, ручки у чашек и кувшинов оказываются непропорционально большими, а в вазах широкое горлышко меняется на еле заметное отверстие между двумя кусками глины. Эти объекты могут принадлежать интерьеру — но не реальному, а нарисованному.
Название персональной выставки Маши Егоровой «Дом, часть луга, свет вечерний» заимствовано из стихотворения Райнера Марии Рильке «Любой предмет взывает: “Вникни, чувствуй!”» (1914). Оно, как и корпус известных стихотворений-вещей поэта, связано с погружением в символическое значение и аффективные свойства предметов. К этому стихотворению неоднократно обращается французский философ Гастон Башляр в «Поэтике пространства» (любимой книге художницы), анализируя, как восприятие материального взаимодействует с внутренним миром человека. Описанные Башляром идеи о доме как о символе детства и мечты о месте, дающем чувство безусловной безопасности и покоя, стали отправной точкой для этого проекта.
Выставка Маши Егоровой в студии МОХ состоит из нескольких зон, складывающихся в отрывочный образ воображаемого дома. Такая фрагментарность, отказ от тотальности ассоциируются у художницы с тем, как работает память, с ее избирательностью. Проект включает в себя созданную для выставки серию керамики и первые в практике Маши текстильные работы — войлочные ковры, выполненные в технике мокрого валяния. Для Егоровой дом как концепция безопасного места должен быть обязательно окружен садом: ее керамика на выставке прорастает побегами или опутана лианами, а войлочные ковры напоминают о цветущем луге.
Центральный объект в пространстве — шатер из полупрозрачной ткани, напоминающий детский шалаш из простыней. В «Поэтике пространства» Гастон Башляр уделяет особое внимание шалашу как элементарной архитектурной форме, дающей ощущение укрытия, описывая его как поэтический образ первичного убежища, его архетип.
Размышляя в своем проекте о том, каким образом в современном мире можно найти свой safe space, художница, вслед за Башляром, предлагает создавать для себя безопасные пространства везде, где только возможно, — в воображении, во сне или внутри хрупкого шалаша.
Автор кураторского текста: Катя Савченко